my_silencio ([info]my_silencio) wrote,
@ 2008-06-24 12:29:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry

[info]bp21 в своем журнале поднял давно интересующий меня вопрос: почему я так редко встречаю мудрых стариков?

Живя в Америке, мне часто приходится общаться с местным старшим поколением. Значительная часть из них очень интересна в общении и несомненно может считаться мудрыми людьми. В Беларуси же, или на постсоветском пространстве, из многочисленных пожилых друзей моей семьи мудрыми я могу назвать только единицы. Несмотря на то, что многие живо интересуются политикой, смотрят новостные каналы, читают газеты, многие участвуют в уличных акциях (в основном коммунистических), анализировать или просто логически аргументировать не может почти никто. Это же происходит и на бытовом уровне - большинство пенсионеров очень легко обмануть со сдачей, некачественным продуктом, сервисом. Конечно большая часть вины в этом государства, которое не заботится о старшем поколении, а только использует его в своих политических целях за мизерные подачки. Например Лукашенко постоянно пеняет, что вовремя платит пенсии, но это его обязанность, а не добродетель. (У нас в стране любая паспортистка - Бог, а не наемный служащий, исполняющий свою работу за зарплату). Но все же во многих случаях именно пожилые люди ведут себя не прагматично, не мудро.

Если взять за критерий мудрости умение наших пожилых людей 65+ пользоваться интернетом, то из моих френдов такой только один,  огромнейшей эрудиции человек [info]skurlatov Вполне резонно отметить, что большинству наших пенсионеров "не до жиру быть бы живу", но не 99.9%? А где же вы, отставные академики, профессора? Кому же как не вам овладевать интернетом, нести свою правду и мудрость?

Пытаясь найти ответ на вопрос о мудрости стариков, невольно возвращаюсь к расстрельному поколению 30-х. А может лучшие погибли на фронтах 2-й мировой? Осталось молчаливое стадо и идет преемственность поколений?



(13 comments) - (Post a new comment)


[info]cheeha
2008-06-24 10:30 pm UTC (link)
Мне думается, что для мудрости (как и для свободного творчества) нужна определённая доля беззаботности. Пока день человека наполнен беготнёй, заботами, нервотрёпкой и неприятностями или их ожиданиями, мудрости трудно достичь. Я звоню своей маме в Киев и у неё есть постоянные (реальные) поводы для волнения, не говоря уже о том, что она волнуется, что на неё может свалиться завтра. Какая мудрость! Она рада, что может "провентилировать" со мной свои эмоции. Её математически тренированный мозг отлично работает в её 82 года, она готовит второе издание своего задачника по теории вероятностей. Но условий для выращивания мудрости нет и не предвидится.

Ещё способствует беззаботности и вера в Бога, чего у моей мамы нет. А в Америке и жизнь у пожилых спокойнее и веры в Бога побольше, вот они и мудреют с годами.

(Reply to this) (Thread)


[info]my_silencio
2008-06-26 08:30 am UTC (link)
Если считать мудростью умение воспринимать все окружающее глубже и шире, то наши старики, кажется, наоборот сужают свой кругозор.
Насчет спокойствия в том числе и душевного Вы правы, думаю, человек может быть мудрым в этом плане, только если он уверен в себе и своем завтрашнем дне.
И насчет Бога интересное замечание.

(Reply to this) (Parent)


[info]bp21
2008-06-25 05:13 pm UTC (link)
Спасибо за поднятую тему. Не было доступа к интернету ранее. Нет, генетика здесь малую роль играет. За 2-3 поколения гены не выведешь. Говорю это, как профессиональный биолог. У меня по указанному выше адресу http://bp21.livejournal.com/24457.html пошла небольшая дискуссия и указали, что кроме идеологии, еще важную роль играет система образования. Это верно, хотя система образования также является частью идеологической системы.
Что касается свободного времени, думаю, это также второстепенный фактор - раньше люди не менее заняты были, но были мудрее. Всё-таки это идеология зомбирования + система образования, которая не учит мудрости, а запихивает просто знания в голову. Остальное - второстепенно.

(Reply to this) (Thread)


[info]my_silencio
2008-06-26 09:06 am UTC (link)
Ну, у меня твердое мнение, что трагедия наших народов, в том числе и положение со старшим поколением, - приход большевиков к власти.
Говоря про сталинский террор я меньше всего намекаю на генетику. Смысл в том, что изменилась культура, мировоззрение и нравственность целиком, не только через идеологию и систему образования, но и через семейное воспитание. Грубо говоря все сферы жизни перевернулись с ног на голову, тотально. Впрочем, то же самое произошло и в 90-х с распадом союза, но вот от религии в то время уже почти ничего не осталось, а вера в Бога - большая психологическая подушка. Думаю, выздоровление будет долгим и мучительным.
А насчет мудрых стариков, надеюсь это будет поколение родившееся в 70-80-х, все предпосылки к этому есть.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]bp21
2008-06-26 09:39 am UTC (link)
1. Согласен, что касается причин отсутствия мудрости у стариков. Пожалуй, в общем и целом тему и причины очертили контурами.

2. Поколение 70-80-х? Увы. Моя практика и огромный опыт общени показывают, что нет. Это поколение также дезориентировано, прежде всего меркантильными интересами. В Беларуси плюс ко всему еще и идеологией. У меня есть масса реальных случаев, когда у молодых людей из=за белорусской пропаганды левое полушарие расходится с правым. Так что, увы...

(Reply to this) (Parent)


(Anonymous)
2008-06-25 05:26 pm UTC (link)
Почему у нас так мало мудрых стариков? На мой взгляд это во-первых, лучшие умы ушли в годы сталинских репрессий; во-вторых - несовершенная система образования. Что говорить о стариках... . Сегодня наше поколение приближается к возрасту мудрости. Давайте посмотрим много ли среди нас мудрецов. По-моему,единицы. Я живу срди людей, которые в 80-е годы получили диплом о высшем образовании. Когда речь заходит об их квалификации, они бьют себя в грудь и кричат, что они закончили ВУЗ. Но за последние 20 лет они почти не интересуются научными открытиями, политикой. Их устраивает жизнь, когда на столе "чарка и шкварка", они превращаются в обычных обывателей. Поэтому о какой мудрости может быть речь. Да и детям своим они передают свой жизненный опыт.
Татьяна Козулько, Беловежская пуща, Беларусь

(Reply to this) (Thread)


[info]my_silencio
2008-06-26 09:11 am UTC (link)
Полностью согласен, но надеюсь на лучшее. Первое поколение заботится о выживании, другое о стабильности, следущее - о развитии. Если никто не вмешивается в процесс.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


(Anonymous)
2008-06-26 09:40 am UTC (link)
Хорошо сказано!
Татьяна Козулько

(Reply to this) (Parent)


[info]old_theromorph
2008-07-13 06:24 pm UTC (link)
А если за критерий мудрости взять умение НЕ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ интернетом? =)

Ей-ей, на это есть свои основания, вполне резонные. ;)

(Reply to this) (Thread)


[info]my_silencio
2008-07-14 05:07 am UTC (link)
умение не пользоваться интернетом - это уже следующий уровень мудрости... :)

(Reply to this) (Parent)


[info]old_theromorph
2008-07-13 06:26 pm UTC (link)
Платить пенсии - обязанность??? С какого перепугу?
Работали эти люди в другой стране, а платить эта? Зачем?

(Reply to this) (Thread)


[info]my_silencio
2008-07-14 05:16 am UTC (link)
Вы намекаете, что пенсии беларуским старикам должна платить Россия? Как преемница СССР?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]old_theromorph
2008-07-14 06:49 am UTC (link)
Прозрачно намекаю, что позаботиться о собственной старости - персональная обязанность человека.
Советская власть, проявляя человеколюбие и добрую волю, своих стариков как-то поддерживала. Но, вместе с другими завоеваниями социализма, государственные пенсии для простых людей изживаются из нашей капиталистической реальности.

В нашем современном мире никто никому ничего, по умолчанию, не должен. Если не одалживал, конечно.

Соответственно, пенсии, которые обеспечивает Лукашенко - его личный подарок пенсионерам. Мог бы и не давать, а спереть, как это сделали его российские, кавказские, или среднеазиатские коллеги.

(Reply to this) (Parent)


(13 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…